Расплата за чужую ошибку

Думаю, услышав нашу историю, люди начнут искать своих родных, не возвратившихся с фронта.

Все это время он числился как “пропавший без вести”. И только недавно стало известно: 21-летний Калижан погиб 10 февраля 1943 года в районе поселка Станичка на «Малой земле» (плацдарм в районе Станички (мыс Мысхако) южнее Новороссийска, образовавшийся 4 февраля 1943 года в результате десантной операции 18-й десантной армии Черноморской группы войск и Черноморского флота, предпринятой с для освобождения города. Героическая оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска), когда десантники изо всех сил удерживали позиции на плацдарме.

По приезде в Краснодарский край я обратился в Новороссийский исторический музей, с просьбой найти нашего деда, предоставил имеющиеся у меня документы. В ответ на запрос мне сообщили, что в списках погибших и пропавших без вести не значится. На следующий день я направился в Новороссийский городской совет ветеранов войны и труда, в течении трехдневного поиска мне сообщили: найден погибший Смайлов Калузнан, который захоронен в братской могиле на территории ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова». И вот, наконец, я прибыл на территорию университета к братской могиле, чтобы выполнить просьбу моего родного деда, желавшего найти место захоронения своего брата. В наш аул с войны вернулись единицы. Для семей они – пропавшие без вести. Но сейчас, думаю, услышав нашу историю, люди начнут искать своих родных, не возвратившихся с фронта. Все хотят знать, где погиб их дед и как.

На территории братской могилы при поддержке руководства вуза и властей города Новороссийска создали мемориальный комплекс “Аллея Победы”. На мраморных плитах отобразили поименный список захороненных героев, на камне высечены имена погибших воинов, в том числе – фамилия, имя моего деда. Всего 2600 фамилий десантников, установленных сотрудниками Новороссийского исторического музея-заповедника. Но так как списки погибших постоянно уточняются и дополняются, четыре таблицы оставили пустыми.

По задумке, мемориальные плиты развернуты надписями друг к другу, чтобы гости могли без труда отыскать имя родного человека. Дорожка с фонарными столбами спускается ступенями к морю, прямо к архитектурному ансамблю “Малая Земля”.

В последний день перед отъездом я снова обратился в городской музей и попросил исправить ошибки в написании имени и фамилии, предоставив паспорт и ссылку на Книгу Памяти Омской области. Сотрудники, изучив документы, со мной согласились.

Семья Смаиловых живет в маленьком селе Александровском под Омском. До войны в этом районе стояли казахские аулы – отец Калижана Селеу руководил в одном из них колхозом, пока в 1937 году не был арестован за “контрреволюционную деятельность”. К счастью, что-то у следователей пошло не так, и спустя две недели его отпустили. А вскоре в семье родился седьмой ребенок. Жили бедно, денег на одежду не хватало, поэтому приходилось все время латать изношенное белье. Тогда многодетную семью спасла корова. Его мать (моя прабабушка) Алима готовила из молока кефир, закваску, масло. А еще выручало рукоделие – женщина плела ремни для сельхозтехники в обмен на пшеницу.

После войны младший брат Хабибола (мой дедушка), тоже фронтовик, пытался узнать о его судьбе, но тщетно.  Из рассказов своего родного дедушки знаю, что Калижан работал трактористом в колхозе. На дворе июнь. В полях убирают сено. И тут приезжают вестовые со словами: “Началась война!” Калижана призвали на следующее утро. Курс молодого бойца он проходил в местечке Черемушки близ Омска, где формировались дивизии. А когда моя прабабушка Алима (мать Калижана) собралась его навестить, бойца уже увезли на фронт.

Калижан командовал стрелковым отделением. Несколько раз писал домой, но, к сожалению, ни одной весточки у нас не сохранилось. В ночь с третьего на четвертое февраля 1943 года началась операция по освобождению Новороссийска. Вспомогательный десантный отряд Цезаря Куникова (275 человек) с минимальными потерями высадился на побережье Цемесской бухты у поселка Станичка. В эти же часы в районе поселка Южная Озереевка велась высадка основного десанта. Увы, поднявшийся шторм и плотный огонь противника, обнаружившего наши корабли, свели к нулю внезапность натиска. Так куниковцы из вспомогательных сил стали основными. Отважный отряд пядь за пядью стал отвоевывать кварталы и скалистую землю по направлению к Мысхако. Смельчакам удалось удержать захваченный плацдарм – четыре километра по фронту и 2,5 километра в глубину. В последующие несколько суток, по военным донесениям, в район Станички были переправлены более 17 тысяч бойцов с орудиями и минометами. Одновременно в гитлеровской ставке вышел приказ: “Любыми средствами сбросить русских в море”. Отдельная стрелковая бригада, в составе которой находился Калижан Смаилов, высадилась на берег 6-8 февраля в район Алексино. Подразделение поставили в центр обороны плацдарма, фланги прикрыли частями морской пехоты, – пояснял мне руководитель Центра патриотического воспитания ГМУ имени Ф. Ф. Ушакова Иван Сидоров. Солдаты вели тяжелые бои среди надгробий старого кладбища на улице Солнечной – сюда противник стянул полки самых отборных и закаленных немецких дивизий. Калижан погиб как раз в одном из этих наступлений, а 12-го был смертельно ранен майор Цезарь Куников.

Руслан Смаилов, главный инженер ОмГУ