Поговорим о… музыке
В начале июня в ОмГУ на факультете культуры и искусств состоялась презентация четвертого тома издательской серии фонда «Духовное наследие», возглавляемого Л.К. Полежаевым, – «Три века омской культуры». Речь идет о книге «Музыка: летопись XVIII – XX вв.»
Мы пообщались с автором-составителем финального тома Михаилом Алексеевичем Белокрысом, кандидатом культурологии, профессором кафедры музыкального искусства ОмГУ.
Михаил Алексеевич Белокрыс живёт и работает в Омске с 1984 года. Долгое время возглавлял кафедру хорового дирижирования и сольного пения факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Лауреат Республиканского и Всероссийского фестивалей народного художественного творчества (как руководитель творческого коллектива), заслуженный работник культуры Бурятии и России, лауреат премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства им. В.Я. Шебалина», «Почетный профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусства».
Ряд научных публикаций Михаила Алексеевича посвящен исследованию музыкальной жизни Сибири. Об одном из таких изданий наша газета уже писала – четырехтомнике «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII – середина XX вв)».
По словам автора, в представленную на презентации книгу включены как уже известные сюжеты, так и новые эксклюзивные материалы, позволяющие более полно отразить богатую и многогранную музыкальную жизнь Омска за несколько столетий.
«Приехав в Омск более 30 лет назад, я обнаружил настоящий информационный вакуум: почти нет никаких данных о развитии местной музыкальной культуры, – рассказывает Михаил Алексеевич. – Известны только два имени – Виссарион Шебалин и Дебора Пантофель-Нечецкая. Но уже тогда мне было понятно, что крупные личности вряд ли могли «вырасти» без необходимой творческой почвы. Так созрела идея проследить, а что же способствовало рождению этих видных российских музыкантов. Возникло желание собрать материалы по истории музыкальной культуры города и изучить их сквозь призму отдельных личностей, формировавших общий культурный облик Омска».
Когда поступило предложение стать автором одного из томов в масштабном проекте фонда «Духовное наследие», продолжает М.А. Белокрыс, он ни секунды не сомневался и сразу принялся за работу. Первоначальный авторский текст книги был более значительным по объему, но в окончательную версию тома «Музыка: летопись XVIII – XX вв.» вошли самые знаковые события и личности: материалы, кропотливо собранные в российских архивах и библиотеках, уникальные документы и фотографии, многие из которых ранее не были опубликованы.
«Для меня было большой радостью и гордостью работать в проекте, – говорит Михаил Алексеевич. – Я благодарен Леониду Константиновичу Полежаеву не только за возможность моего участия в создании четырёхтомника, но и за то, что такой проект стал возможным вообще. Сохранение и поддержка культуры в регионе – это не просто важная миссия, это постоянный нелегкий труд, который под силу не всякому человеку».
Издательская серия «Три века омской культуры» в 4-х томах.
Издается на средства Омского регионального общественного фонда «Духовное наследие», который возглавляет Л.К. Полежаев. Кроме тома о музыке уже вышли тома, посвященные театру, литературе и изобразительному искусству Прииртышья. В презентации серии в июне 2021 года приняли участие известный музыкант Владимир Спиваков и экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев.
Особо отметим, что 4 книги антологии «Три века омской культуры» безвозмездно переданы в библиотеку Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. С ними может ознакомиться каждый студент, преподаватель, сотрудник.