“Юный словесник” – олимпиада достойного уровня
Недавно на страницах нашей газеты мы подвели итоги олимпиадного года в ОмГУ. Однако об этой олимпиаде хотелось поговорить особо. Дело в том, что Филологическую олимпиаду «Юный словесник», организатором которой является факультет филологии и медиакоммуникаций, по праву можно назвать уникальной. Почему? Узнаем у соавтора и соорганизатора олимпиады Ольги Владимировны Золтнер, к. ф. н., доцента кафедры русского языка, славянского и классического языкознания ОмГУ.
Ольга Владимировна, расскажите нашим читателям, чем отличается эта олимпиада от многих других таких же интеллектуальных мероприятий?
Наша олимпиада является уникальной, авторской: разработана, придумана и ведется уже несколько лет преподавателями факультета филологии и медиакоммуникаций. Уникальность и в том, что в нашем регионе эта олимпиада единственная, которая входит в перечень олимпиад Минобрнауки РФ, дающих право победителям и призёрам на льготы при поступлении в вузы РФ. Кроме того, мы предлагаем участникам своей олимпиады необычные задания и конкурсы. И еще наша олимпиада основывается на определённой теме и исходном списке текстов, обязательных к прочтению перед выполнением заданий (такого нет ни в одной филологической олимпиаде).
Вот давайте по порядку и обсудим подробнее все эти олимпиадные особенности. Начнем с главного: что дает школьникам участие в такой олимпиаде?
Права участников олимпиады по-разному реализуются в разных вузах – информацию об этом можно найти в правилах приема в конкретный вуз. Но общие принципы реализации прав победителей и призеров выглядят так: поступление на обучение в соответствии с профилем олимпиады вне конкурса, 100 баллов по предмету олимпиады (в нашем случае – по русскому языку или по литературе) или начисление дополнительных баллов по предмету олимпиады (до 10). Кроме того, с результатами нашей олимпиады можно поступать не только на филологические направления или направления, связанные с журналистикой, медиасферой, но на любой факультет, где принимаются результаты экзамена по русскому языку или по литературе (при условии, что победитель/призер олимпиады подтвердит свой статус, сдав ЕГЭ по предмету не менее чем на 75 баллов).
Кстати, льготы для участников олимпиад в этом году расширены. Например, некоторые вузы предлагают победителям при поступлении особую стипендию. Отметим и тот факт, что диплом победителя или призера действителен 4 года. А это значит, что нынешние 8-классники-победители смогут предъявить свой диплом при поступлении в вуз для учета их достижений! То есть цена победы и призового места в олимпиаде сейчас очень высока. К тому же учащиеся средних классов могут предъявить диплом олимпиады для участия в сменах для одарённых детей в детских центрах «Артек», «Орлёнок», Океан», «Сириус».
Расскажите об олимпиадных заданиях: в чем их необычность, отличие от заданий Всероссийской олимпиады школьников?
Вначале скажу о том, что традиционно олимпиада проводится в два этапа: заочный (отборочный) и очный (финальный). Задания отборочного этапа в нашей олимпиаде часто носят поисковый характер. Мы направляем участников сначала к изучению текстов литературных произведений, а затем уже – к поиску информации, так или иначе связанной с пониманием текста, употреблённых в нём слов и предложений, с реализацией в тексте системы языка. Для нас важно, чтобы дети продемонстрировали умение искать и правильно использовать нужную информацию, умели анализировать источники информации, а не просто слепо копировали информацию из словарей или интернет-источников.
На очном этапе мы уже предлагаем задания и конкурсы как по русскому языку и литературе, так и межпредметные. У нас есть кинематографическая и поэтическая станции, есть журналистский и риторический конкурсы. Таким образом, мы проверяем у участников владение и устной, и письменной речью. Проверяем знание текста произведения и его культурного контекста.
Многим участникам очного этапа часто кажется, что задания сформулированы проще, чем на отборочном этапе. На самом деле это не так. Дети имеют дело с блиц-заданиями, которые требуют прямого и точного ответа. А для этого нужно точно знать текст литературного произведения, знать систему русского языка. Иначе ответ не будет полным и правильным.
Вы также говорили, что участникам олимпиады перед выполнением заданий необходимо прочитать ряд произведений из предложенного списка…
Все верно. В этом, как я уже говорила, уникальность нашей олимпиады – ежегодно мы выбираем тематическое направление для олимпиады и формируем подходящий список литературных произведений. Участникам необходимо прочитать предложенные тексты, чтобы успешно справиться с заданиями.
Тексты из этого списка могут входить в школьную программу, но могут и не быть включенными в нее. Так мы способствуем расширению кругозора ребят, формированию у них нравственных ценностей и культурного кода, который объединяет людей в обществе. И за это нас часто благодарят родители и наставники участников, а мы при этом рады, что интеллектуально растем вместе с ними, читая и анализируя новые произведения.
Сложно ли победить в филологической олимпиаде? Как нужно готовиться?
Те навыки, о которых я сказала выше, можно сформировать и отточить, используя, например, наши задания прошлых лет и ответы к ним. В принципе, если проявить немного усилий и смекалки, задания олимпиады не покажутся запредельно сложными. А конкурсы, которые затрагивают межпредметные связи, позволят понять, что язык реализуется в разных сферах нашей жизни и, значит, необходимо постоянно расширять свой кругозор, не останавливаться на уже изученном.
Каким было число участников олимпиады в этом году? Каковы формы участия?
Конечно, нынешний период непростой, он осложнен пандемией коронавирусной инфекции. Тем не менее, хочется сказать, что заочный этап нашей олимпиады по количеству участников ничем не отличался – это чуть более 900 человек, как и в прошлом году. Но мы приросли регионами: очень активной нынче оказалась европейская часть страны и Восточная Сибирь. Возможно, это связано с повышением уровня олимпиады – ей присвоен второй уровень. Очень активными были Красноярский край, Республика Тыва, Удмуртия, Карелия, Санкт-Петербург, Московская область.
По правилам заключительного этапа в нем имеют право принять участие не менее 45% от числа участников заочного этапа (они становятся призерами). Но поскольку участникам финального этапа необходимо присутствовать очно на площадке проведения олимпиады, в итоге у нас оказалось около 200 олимпийцев. И это намного больше, чем в прошлом году, когда заключительный этап проводился в дистанционном формате.
В этом году было разрешено провести состязания очно, поэтому мы, с соблюдением всех противоэпидемических мер, организовали олимпиаду на трех площадках.
Таким образом, 49 лучших участников стали победителями и призерами Филологической олимпиады «Юный словесник». И эти ребята из самых разных регионов – не только из Омска или столицы, они смогут получить льготы при поступлении в вузы России (диплом Филологической олимпиады действителен для предъявления в приёмные комиссии вузов течение 4-х лет).
Расскажите подробнее о тех площадка, где проходил заключительный этап олимпиады?
Традиционная площадка – в Омске (она же и самая массовая), в Симферополе (в Крымском федеральном университете – нашем давнем партнере) и в городе Домодедово Московской области. Последняя площадка была организована впервые в связи с активностью европейских регионов России. Хотя на московскую площадку зарегистрировались участники не только из близлежащих городов. Были ребята из Сибири, с Урала… Участники и их родители пользуются возможностью организовать еще и просветительско-экскурсионную программу. И такой вид учебного туризма нам очень нравится! Вот и в Омске были участники из Новосибирска, которые не только приняли участие в олимпиадных мероприятиях, но и побывали на экскурсии в Омской крепости, в городских музеях.
Вообще надо сказать, что дистанционный формат – это не тот формат, который можно считать подходящим для проведения очного этапа олимпиады. Нет ощущения праздника, торжественности, ощущения участия в чем-то значительном, не говоря уже о технических нюансах… Мы ведь на площадках стараемся организовать что-то интересное, познавательное, пока школьники ожидают результатов. Так, в Омске олимпиада проходила в библиотеке им. А.С. Пушкина, ее сотрудники организовали для ребят экскурсию по библиотеке и по одной из книжных выставок, а также был дан прекрасный концерт.
На другой площадке, в Домодедове, в школе № 2 состоялось прекрасное торжественное открытие, был организован концерт с участием школьного хора, кроме того, прошла экскурсия в Центральную библиотеку им. А.А. Ахматовой. Приятно видеть, что наши партнеры продемонстрировали высокий уровень организации и проявили радушие в отношении участников олимпиады.
Знаю, что не только победители и призеры олимпиады получают заслуженные награды. Есть и способы поощрения тех, кто не выиграл…
Верно, мы вручаем сертификаты участников, призеров и победителей на каждом из этапов. Так что у всех ребят есть документ об их успехах, который может стать частью портфолио.
А еще мы вручаем детям поощрительные призы на очном этапе по итогам участия в отдельных конкурсах. Считаем важным поощрить дополнительные знания, умение ребенка красиво читать стихотворение, аргументированно излагать свои мысли и т.д. И в этом тоже есть специфика нашей олимпиады.
Интересное наблюдение: победители олимпиады прошлого года могут в этом году уже и не участвовать, если им нужен лишь результат. Но мы в своей работе чаще сталкиваемся с тем, что ребята участвуют в нашем мероприятии не только ради победы, но и ради интереса, ради познания. Ведь глобально задача любой олимпиады – не проверить уровень знаний, а научить познавать, возбудить познавательную деятельность, любопытство, которое приведет к озарению и, вслед за ним, к маленькому открытию.
Давайте подведем итоги нашего разговора…
Я призываю школьников, стремящихся поступить в вуз, участвовать в перечневых олимпиадах. Это великолепная альтернатива Всероссийской олимпиаде школьников и с точки зрения участия, и с точки зрения учёта результатов.
К таким олимпиадам можно ведь готовиться и самостоятельно, выполняя задания прошлых лет и анализируя ответы. Загляните на сайт нашей олимпиады: http://filolimp55.ru Там вы найдете всю необходимую информацию и для подготовки, и для участия.
Не нужно бояться участвовать в олимпиаде. Куда важнее попробовать и, возможно, в результате обрести что-то важное и значимое для себя, поверить в свои силы.