Учить побеждать! Уметь побеждать!

В сентябре 2021 года стало известно о том, что студенты экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Евгения Журавлева и Роман Поспелов признаны победителями Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности. Еще одна студентка экономического факультета Юлия Фролова особо отмечена подарком за волю к победе.

Награды ребятам и их наставнику, завкафедрой экономической теории и мировой экономики Евгению Капогузову, вручал заместитель Министра финансов РФ Михаил Котюков в рамках Московского экономического форума.

Мы решили поговорить с победителями и узнать, как и почему абитуриенты выбирают экономический факультет, что и кто мотивирует студентов на участие в интеллектуальных состязаниях, каковы перспективы победителей всероссийских студенческих олимпиад?

В нашей беседе также приняли участие завкафедрой экономической теории и мировой экономики Евгений Алексеевич Капогузов и декан экономического факультета Татьяна Юрьевна Суткен.

Олимпиада по финансовой грамотности проводится экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Тема Олимпиады по финансовой грамотности в 2021 году – «Отменить нельзя регулировать». Задания разрабатывались экспертами экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, НИФИ Минфина России и Финансовым омбудсменом Ассоциации российских банков. Всероссийский конкурс включал один дистанционный этап, который прошел в форме интерактивного испытания по финансовой грамотности.

Оценивало работы участников авторитетное жюри, состоящее из представителей Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка РФ, научного и профессионального сообщества.

Евгений Капогузов, д.э.н., доцент, завкафедрой экономической теории и мировой экономики, наставник победителей олимпиады:

– Если я не ошибаюсь, эта олимпиада проводится уде третий год, проводит ее экономический факультет МГУ совместно с Министерством финансов РФ. И поначалу состязание проходило в формате командного чемпионата по тематике, связанной с разными аспектами финансов, финансовой грамотности, инвестиций и т.д.

Традиционно отбор команд осуществлялся сначала на уровне федерального округа, а уже победители регионального этапа отправлялись в Москву для участия в финале (в очном туре). Наши нынешние победители Женя и Роман участвовали в прошлом году в региональном туре и, насколько я знаю, были очень близки к победе. Но тогда она не состоялась.

В этом году в связи с пандемийными ограничениями было решено провести не командные соревнования, а индивидуальные. Тема – «Отменить нельзя регулировать» – связана с реформированием финансовых рынков и их регулированием. Цель олимпиады, – очевидно, выявить тех талантливых студентов, которые хорошо разбираются и в тематике финансов, и понимают процессы, происходящие на этих рынках, верно их интерпретируют.

В олимпиаде в этом году приняли участие около 150 человек из всех регионов Российской Федерации, из ведущих вузов страны. Проходили соревнования в очной дистанционной форме в условиях жесткого прокторинга.

Задания представляли собой открытые проблемные вопросы и расчетные задачи. При решении заданий участники олимпиады должны были продемонстрировать способность использовать основы экономических знаний в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, анализировать доступную информацию, вырабатывать позицию и аргументировать ее, а также интерпретировать полученные выводы, в том числе с помощью средств визуализации.

– Расскажите, как шла подготовка студентов к олимпиаде? Наверняка, к такому результату приходят не просто так.

– С прошлого года у нас на факультете существует студенческая научная лаборатория, ее активные участники нацелены как раз на то, чтобы реализовывать свой интеллектуальный потенциал путем участия в различных олимпиадах и научных конференциях.

Еще осенью прошлого 2020 года ребята начали активную подготовку к участию в олимпиаде по финансовой грамотности: анализировали задания прошлых лет, пытались понять логику организаторов при составлении задач и кейсов. Попутно в декабре студенты приняли участие в олимпиаде по финансовым рынкам и финансовым институтам, проходившей в Иркутске. И тогда команда ОмГУ одержала победу, Евгения Журавлева стала победителем в личном зачете, Роман стал призером. Уже весной перед олимпиадой МГУ ребята участвовали в олимпиаде по государственно-муниципальным финансам, где Евгения тоже выиграла.

– Как Вы оцениваете победу Евгении и Романа?

– Приятно осознавать, что два наших студента стали лучшими в стране в области финансовой грамотности. Наш вуз ведь далеко не первым включился в федеральную программу формирования финансовой грамотности. Те же красноярские и иркутские вузы имеют куда больший опыт в данной сфере. А они в число победителей не вошли.

Татьяна Стукен, декан экономического факультета, д.э.н.:

– Обратите внимание, что данная Всероссийская олимпиада проводится экономическим факультетом МГУ при активной поддержке Министерства финансов РФ. Дипломы победителям подписал Министр финансов, а чествование ребят проходило в рамках престижнейшего Московского финансового форума!

Очевидно, что победа в олимпиаде такого уровня не может быть случайной. Скорее это закономерный результат системного подхода в работе со студентами, который реализуется на нашем факультете. И мы это прекрасно видим благодаря регулярным успешным выступлениям ребят на состязаниях самого разного уровня.

Евгений Капогузов:

– Думаю, здесь еще стоит вспомнить и о том, что в апреле этого года в МГУ проходила научная конференция «Ломоносов», и Евгения Журавлева заняла там 1 место со своим докладом по секции, посвященной финансовой грамотности. Особо отмечу, что она обошла даже аспирантов МГУ, много лет занимающихся этими вопросами. Этот факт говорит о том, что талантливый человек талантлив во всем, и о том, что качество подготовки студентов на нашем факультете соответствует высочайшим стандартам.

Победители и призеры олимпиады получили ценные призы и подарки, несколько участников получили специальные призы за волю к победе. Победителям предоставлена возможность использовать результаты на вступительном экзамене по специальности на программу «Экономическая политика» магистратуры экономического факультета МГУ.

Евгения Журавлева, студентка 1 курса магистратуры:

– На выполнение заданий олимпиады было отведено 3 часа. Для меня они пролетели незаметно, поскольку я полностью погрузилась в задачи, которые носили творческий характер и не предполагали единственно правильного решения – если решение обосновано и имеет логику, то оно принимается. Мне попалась задача, связанная с системой быстрых платежей. Был также предложен интересный кейс, посвященный ипотечному жилищному кредитованию.

Особо отмечу, что эта олимпиада уникальная. Я в подобных состязаниях не участвовала. Уникальность и особенность состоит в том, что олимпиада по сути растянулась на месяц: сначала состоялся цикл интереснейших лекций и вебинаров, посвященных различным темам финансовой грамотности. Выступали не только преподаватели МГУ, но и приглашенные эксперты-практики из банковской сферы. В результате полученные знания я старалась применить в ходе решения олимпиадных заданий.

– Евгения, как Вы оказались на экономическом факультете ОмГУ?

– В школе я училась на отлично, старалась как можно глубже вникать во все предметы, была, что называется, разносторонним ребенком. К тому же занималась бальными танцами. В итоге по окончании школы сдавала очень много предметов в формате ЕГЭ, в том числе были литература, история, математика, обществознание…

В выборе вуза сомнений не было – только ОмГУ, потому что классический, потому что хорошая репутация, отзывы о преподавателях и т.д. А вот с выбором факультета были некоторые сложности: выбирала между экономическим, юридическим и филологическим. Окончательный выбор я сделала после встречи с деканом Т.Ю. Стукен. И ни минуты не жалею о своем выборе.

– А любовь к олимпиадам откуда? Еще со школьной скамьи?

– Да, Вы правы, с тех пор. У меня была замечательная учительница русского языка и литературы, которая, увидев мою тягу к знаниям, отправляла меня на всевозможные олимпиады по различным предметам и на научно-практические конференции.

Любовь к соревнованиям и конкурированию, стремление к чему-то большему у меня из занятий бальными танцами. Туда еще в 1 классе меня отдала бабушка – чтобы избыток энергии сбрасывать. В этой сфере я тоже добилась определенных успехов, но строить свою карьеру в танцах не хотела.

В общем, с 7 лет и до сих пор люблю большие нагрузки, люблю проявлять себя. И мне нравится не только демонстрировать знания, но и важно получать награды, быть в центре внимания. Все это мне дает участие в олимпиадах.

Если говорить о студенческих интеллектуальных мероприятиях, то уже на первом курсе во втором семестре я участвовала в студенческой научной конференции. Результат был не самым лучшим, зато шикарной оказалась тема. Благодаря этому я стала втягиваться в научную работу: преподаватели стали приглашать поучаствовать то в одном мероприятии, то в другом; и сама я часто проявляла инициативу – посещала научные форумы. Так постепенно к 3-4 курсу количество стало переходить в качество: я начала показывать хорошие результаты на олимпиадах и конференциях.

Евгений Капогузов:

– Хорошие результаты наши студенты стали показывать благодаря тому, что мы создали студенческую лабораторию: таким образом был реализован системный подход к образованию студентов и формированию у них профессиональных компетенций. Мы учим ребят вести научно-исследовательскую деятельность, работать с текстами, соотносить теорию с практикой. И в какой-то момент в лаборатории сформировался костяк, актив талантливых и способных студентов, а все остальные ребята уже стали подтягиваться к нему. В результате мы увидели, что когда есть определенная исследовательская среда, есть мотивация, поддержка коллектива, человек работает гораздо плодотворнее, чем если бы он делал это в одиночку.

Ребята не просто общаются в рамках этой лаборатории, они активно помогают друг другу, делятся опытом и наработками. Это важно.

Пока у лаборатории не слишком большой опыт в выполнении научно-исследовательских работ на заказ. Но, думается, что все у нас еще впереди.

– И теперь этих опытных ребят Вы будете привлекать к подготовке нового поколения?

– Конечно, тьюторство и коучинг никто не отменял – это действенные элементы системного подхода в обучении. Ведь речь теперь уже идет не только о нашем университете – речь о региональной программе развития финансовой грамотности, которую предлагали разработать и министр финансов РФ, и региональный министр финансов. Здесь, безусловно, должны быть лидеры, которые передают свои знания и опыт следующим поколениям.

Должна быть командная работа. Это эффективнее.

Роман Поспелов, студент 4 курса экономического факультета:

– Я родом из г. Тюкалинска. У выпускников нашего лицея уже проторена дорожка в Омский политех, причем на физику. В классический университет практически никто не поступал. Тому несколько причин: в районной школе не самый блестящий уровень подготовки у ЕГЭ и, как следствие, низкие баллы; мы не омичи, поэтому нам сложно издалека разобраться в тонкостях университетов, и, значит, выбирали мы всегда то, что уже было известно.

И все же я хотел строить карьеру военного. Но по состоянию здоровья в военный вуз меня не приняли. И даже поступив в ОмГУ, я до 3 курса мечтал об армии. Не об экономике.

– Так почему все же ОмГУ? И откуда любовь к олимпиадами?

– Как и Евгения, в школе я активно участвовал во множестве олимпиад, был призером. Но очень быстро пришло осознание, что олимпиады мало на что влияют, мало что дают.

При этом сам того не осознавая, я много раз был на экономическом факультете ОмГУ, когда участвовал в региональном этапе олимпиады по обществознанию. И в дни проведения олимпиад здесь всегда было интересно. Более того, к нам в лицей приезжали студенты ОмГУ с Миссией.КОМ. Именно эта акция стала одной из важных причин, почему я выбрал в итоге ОмГУ. Политех к нам тоже приезжал, но это было не так ярко. Из ОмГУ приехали ребята с горящими глазами, было интересно и им рассказать о своем вузе, и нам интересно их послушать.

Ну, и в 10 классе мне в руки попала интереснейшая книга – «Капитал» К. Маркса, а потом и собрание сочинений В. Ленина. Это был мой путь в науку, и это меня привлекало невероятно. До этого я имел дело только с учебой, а здесь столкнулся именно с наукой, с научными исследованиями и трудами, и это очень сильно увлекло.

Когда ты читаешь такие работы, то начинаешь что-то осознавать, что-то пересматривать, и то, что тебе в жизни всегда казалось сложным, начинает складываться вдруг в единую систему.

Тогда я и подумал: почему бы не начать изучать экономику.

На ЕГЭ я набрал неплохие баллы – в политех на бюджет меня бы точно взяли. В ОмГУ с этими баллами я проходил всего на пару факультетов, но они не прельщали меня. И так же, как Евгения, я попал на встречу с деканом факультета Т.Ю. Стукен, побеседовал с ней и узнал, что на экономе есть много интересного. В итоге принял решение поступить на экономический факультет ОмГУ на коммерческой основе.

– И не пожалел?..

– Честно говоря, первые два года учебы были странными, как будто вводными: были общие предметы – обо всем понемногу. И было все же непонятно, что такое экономика, кем мы в итоге станем, окончив этот факультет.

Хорошо, что в этой ситуации неопределенности я попал «в обработку» к такому замечательному преподавателю и ученому, как Евгений Алексеевич Капогузов. Именно он стал регулярно предлагать мне участвовать в различных научных мероприятиях, он по сути организовывал мою деятельность в нужном направлении. Сейчас я понимаю, что сам бы я туда не пошел, потому что не знал, что это и для чего мне нужно, где пригодится.

Вообще, в моем становлении большую роль сыграли преподаватели. На экономическом факультете ОмГУ они очень хорошие, причем чем дольше я здесь учусь, тем лучше понимаю, насколько высок уровень преподавания на экономе.

У нас, например, был очень хороший курс статистики, который в итоге мне помог решить олимпиадную задачу совершенно правильно, потому что задание было чисто статистическое.

– Как ты оцениваешь олимпиаду, свое участие в ней и свою победу?

– Впервые в олимпиаде МГУ по финансовой грамотности я участвовал, когда учился на 2 курсе, хотя по правилам еще не имел на это права – в олимпиаде участвуют студенты, начиная с 3 курса. Но организаторы сделали исключение, и я принял участие в олимпиаде в составе команды нашего факультета.

Вообще, олимпиада, организованная МГУ, мне очень нравится, потому что она нетипичная. Большинство студенческих олимпиад, в которых мне довелось участвовать, сделаны по типу школьных: тесты и задачи – обычно ничего интересного, простая проверка знаний. МГУ же всегда предлагает участникам продемонстрировать творческое мышление – не зубрежку, а свои способности, потенциал.

Сразу было не понятно, повезло мне с олимпиадным заданием или нет – в нем было и хорошее, и плохое. В какой-то момент даже показалось, что я вообще проиграл. Статистическая задача оказалась вполне решаемой. С ней я справился быстро. А вот с кейсом возникли проблемы – не было практически никакой информации, только пара журналистских статей с выражением субъективного мнения по поводу ситуации. В итоге, опираясь на три, как мне казалось, противоречивые мысли, я выстроил свои рассуждения, рассмотрел выгоды и издержки предложенного кейса. Выяснилось, что именно этот мой подход, в чем-то комплексный, и понравился членам жюри.

Отмечу, что высочайший уровень олимпиады был виден сразу и во всем: в предварительной информационной подготовке участников, в проработке материалов для заданий, в организации прокторинга.

Евгения Журавлева:

– Да, тут я соглашусь с Романом и добавлю, что олимпиада сопровождалась серьезным методическим аппаратом: вначале нам предложили курс лекций и вебинаров, которым, кстати, можно пользоваться и в дальнейшем. По итогам олимпиады был издан учебник по финансовой грамотности, участникам предложили целую подборку ссылок на ряд интересных и полезных источников информации по тематике олимпиады. И подарки победителям олимпиады были замечательными!

Татьяна Стукен:

– Для меня сегодняшнее интервью оказалось своеобразным открытием: я удивлена, что Женя занималась бальными танцами и вдруг стала талантливым экономистом. Удивил меня и Роман, который мечтал стать военным или мог пойти учиться на инженера. Хорошо, что судьба привела ребят к нам – они здесь нашли себя и раскрыли свои таланты.

Роман Поспелов:

– Во многом это, конечно, работа вуза с абитуриентами – не будь той встречи с деканом, еще неизвестно, где бы мы оказались. Дорога в политех для меня была уже проторенной… J

Татьяна Стукен:

– Когда к нам стали активно приходить работодатели на встречи со студентами, они опытным взглядом сразу определили талантливых ребят. И после таких встреч часто просили контакты определенных студентов, приглашали их на стажировки и практики. Роман из числа таких ребят. А тут вдруг выясняется, что он вообще мог пройти мимо экономики… J

– Раз уж речь зашла о работодателях, их предпочтениях, давайте поговорим о перспективах этой «золотой» молодежи.

Роман Поспелов:

– Могу смело говорить о своих перспективах на ближайшее время. Мы совместно с университетом организовали ООО «Финансы, бизнес, инновации». Это возможность подключить студентов 2-3-4 курсов к практической деятельности, чтобы они могли соотнести свою теоретическую подготовку с реальным бизнесом, понять, что такое экономическое образование и получить необходимый для успешного трудоустройства опыт после окончания вуза. В ближайшее время планирую развиваться именно здесь.

Но как победитель олимпиады я имею право поступить в магистратуру МГУ на одну из престижнейших программ. Хочу воспользоваться этим шансом хотя бы потому, что там очень сильная в преподавании математика и сильный анализ больших данных. Мне этого сейчас не хватает.

При этом связь с ОмГУ прерывать не намерен – это всегда пригодится.

Евгения Журавлева:

– В этом году я поступила в магистратуру экономического факультета ОмГУ, совмещают учебу с работой в Газпромнефти. Поступил мне и ряд других приятных предложений, в том числе от Центробанка. Таковы планы на ближайшие два года. Потом планирую учебу в аспирантуре по финансам и кредиту…

Участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях – само собой разумеется. Буду помогать студентам, которые тоже хотят побеждать!