Главное – мотивация
Любовь Сергеевна Зинковская, преподаватель русского языка как иностранного, рассказала о своей работе в Зимней школе и о том, как далеко можно продвинуться в изучении русского языка за две недели.
– Любовь Сергеевна, если я правильно понимаю, Вы сотрудничаете с организаторами таких школ достаточно регулярно? Как Вам кажется: отличается ли этот поток Зимней школ от других потоков и чем?
– Вы правы, я сотрудничаю с организаторами, но не на постоянной основе. Сказать, что нынешний поток чем-то особенно выделяется, не могу. Нужно учитывать, что в такие школы приезжают слушатели, которые заинтересованы в изучении языка и культуры. Они все уже достаточно мотивированы. И в этом смысле работать с ними достаточно легко. Понятно, что все они находятся на разных уровнях владения языком. Но это никак не влияет на мотивацию.
– В день открытия школы все ее слушатели обязательно проходят тестирование на уровень владения языком…
– Всё верно. И в зависимости от этого уровня они делятся на группы, в которых в дальнейшем и будут осваивать учебный материал. Согласитесь, сложно и преподавателю, и студентам взаимодействовать с коллективе, где собрались люди с разным уровнем знаний. Тем более, что и срок у нас совсем не большой – две недели.
– Вот в связи с этими ограниченными сроками скажите, как далеко может продвинуться человек в изучении языка за 14 дней? Что может успеть?
– Конечно, в этом процессе многое будет зависеть от желаний человека. Но в качестве примера расскажу историю нынешней студентки Изабеллы. Она даже не стала выполнять входной тест – русский язык вообще не знала. Изабелла попала ко мне – я в этом году занималась с группой начального уровня. В течение двух недель девушка очень старалась и к концу обучения могла назвать свои имя, рассказать о семье, описать комнату, в которой живет. То есть тот материал, который мы изучали, она полностью освоила. Было видно, что Изабелла хорошо мотивирована и очень старается. Если же человек уже владеет определенными знаниями, полученными ранее, то за две недели можно продвинуться и быстрее, и дальше.
– Что изучают новички, мы уже поняли, а что изучают в группе продвинутых пользователей языка?
– Конечно, они уже не учат алфавит и не описываю свою семью или комнату. Ребята изучают тонкости языковой системы: синонимы, словообразование, особенности употребления глагольных форм. Если на начальном уровне мы больше развлекаем слушателей, изучаем простую обиходную лексику, то на продвинутых уровнях изучается более сложная лексика, определяется ее связь со стилем речи и т.д.
– Сегодня мы увидели презентации слушателей, в которых они делятся своими впечатлениями. Откройте секрет: ребята прибегают к помощи преподавателя при составлении текстов своих выступлений?
– Нет. В этом плане они абсолютно самостоятельны. И Вы наверняка обратили внимание, что некоторые говорили по-английски. Это как раз ребята из моей группы – начальный уровень. Им пока сложно выстраивать эмоциональный текст на русском, поэтому они используют лишь элементы изучаемого языка.