Олимпиады ОмГУ: время подвести итоги

Подошел к финалу учебный год, а вместе с ним завершился в ОмГУ и олимпиадный цикл 2021-2022. О том, как были организованы в этом году многочисленные олимпиады и какие изменения произошли в сравнении с предыдущим циклом, нам рассказали кураторы проекта – директор Центра довузовской подготовки и профориентации ОмГУ Валерий Эдвинович Воллерт и специалист по маркетингу Светлана Петровна Коновалова.

«Все олимпиады школьников, которые проводятся в нашем университете на протяжении многих лет, организуются в соответствии с “Программой по работе с одаренными детьми и молодежью”, – рассказывает Валерий Эдвинович. – Этот документ, во-первых, ежегодно актуализируется и утверждается ректором ОмГУ. А во-вторых, соотносится с мероприятиями, которые предусмотрены Соглашением о сотрудничестве университета с Министерством образования Омской области в сфере организации работы с одарёнными детьми и проведении предметных олимпиад для школьников различного уровня».

Так, на базе ОмГУ ежегодно проводятся муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по 6 предметам. Кроме того, организуются собственные олимпиады факультетов университета и олимпиады других вузов под эгидой Российского совета олимпиад школьников, в которых ОмГУ выступает как соорганизатор и партнер. Всего в течение 2021-2022 учебного года на базе ОмГУ было проведено 19 таких мероприятий.

«Особенностью минувшего олимпиадного года стала отмена ряда ограничений, которые действовали в прошлом в связи с эпидемиологической обстановкой: все олимпиады, все их этапы проходили нынче в очном формате, – подчеркивает Светлана Петровна. – Конечно, еще соблюдались меры по профилактике распространения коронавирусной инфекции, но сам факт, что участники пришли к нам в корпуса университета, уже потребовал от нас изменения организационных подходов».

«Безусловно, для вуза проведение олимпиады, особенно в очном режиме, – это хорошее профориентационное мероприятие, которое позволяет привлекать в университет талантливых детей, начиная с 5 класса. Это наше будущее, наши потенциальные абитуриенты и будущие студенты, – уверен В.Э. Воллерт. – Это также и адаптационное мероприятие: будущие студенты находятся в стенах вуза, знакомятся с преподавателями, чувствуют дух высшей школы и в дальнейшем, я надеюсь, с удовольствием выберут ОмГУ для продолжения учебы, быстрее впишутся в студенческую жизнь».

Структура олимпиад ОмГУ

Всероссийская олимпиада школьников

Муниципальный этап

Региональный этап

Олимпиады ОмГУ

Математическая олимпиада школьников им. проф. Г.И. Кукина

Математический марафон старшеклассников

Математическая олимпиада  «Путь к Олимпу»

Олимпиада по основам православной культуры

Физическая олимпиада «Первый шаг в науку» (личный зачет и командный турнир)

Историческая олимпиада ОмГУ

Олимпиада по обществознанию и социальному проектированию

Медиаолимпиада ОмГУ

«Химический квест»

Олимпиада по химии «Юный ломоносовец»

Турнир “Юный бизнесмен”

Турнир имени М.В. Ломоносова (очный этап)

Олимпиада по иностранному языку и переводу «FOUND IN TRANSLATION JUNIOR»

Олимпиады под эгидой Российского совета олимпиад школьников

Филологическая олимпиада ОмГУ «Юный словесник»

Всероссийская олимпиада “Высшая проба”

Всесибирская открытая олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг «Финатлон для старшеклассников»

Кейс-чемпионат по экономике и предпринимательской деятельности

Для чего ежегодно проводятся олимпиады? Почему вновь и вновь вуз принимает у себя школьников, организует мероприятия для их сопровождающих? Дело в том, что суть олимпиадного движения заключается в выявлении одаренных и способных детей, в желании помочь им развить свои таланты и достойно выдержать вступительные испытания в вуз. А лояльность к университету формируется регулярно, во всех доступных направлениях, и одним из таких направлений является олимпиадное движение.

Важно отметить и то, что общее число участников различных олимпиадах, проведенных ОмГУ в 2021-22 году, составило 6180 человек. При этом, по данным приемной комиссии, абитуриентами нашего университета в 2021 году стали 659 человек – участников олимпиад, 244 из них зачислены в университет.

Координаторы также подчеркивают, что проведение олимпиады на территории вуза – это целый комплекс мероприятий, в организации и проведении которых участвуют практически все факультеты ОмГУ. Каждый из них готовит и заранее утверждает программу проведения олимпиады. Как правило, она предусматривает не только мероприятия для школьников – участников олимпиады, но и для сопровождающих лиц. На факультетах, приминающих олимпийцев, организуются выставки книг, проводятся тематические семинары с участием профессорско-преподавательского состава или создаются отдельные зоны, где сопровождающие могут комфортно провести время.

Кроме того, в рамках организации Всероссийской олимпиады школьников преподаватели университета принимают активное участие в проведении учебно-тренировочных сборов по подготовке победителей и призеров к региональному и заключительному этапам олимпиады, организуют методические семинары для учителей-наставников, в том числе в виде вебинаров для муниципальных районов Омской области. Впервые в мае этого года по просьбе Министерства образования Омской области председатели жюри с помощью технического обеспечения ИНОО записали видеоконсультации по предметам проведения Всероссийской олимпиады для учителей-предметников, наставников,  школьников и заинтересованных родителей по методической и эффективной подготовке к олимпиаде. Это совместная трудоемкая качественная работа сотрудников Института открытого и непрерывного образования ОмГУ и методических комиссий.

Проведение олимпиад – большая, серьезная и практически круглогодичная работа: даже если сама олимпиада завершилась, начинается разработка и экспертиза заданий для следующей олимпиады, формируется и утверждается новая программа проведения олимпиад, осуществляется проверка работ и их анализ. Координаторы подчеркивают, что основная организационная нагрузка ложится на плечи факультетов, их деканов и председателей предметных жюри, к работе по организации мероприятия привлекаются волонтеры из числа студентов.

Комментарии

Елена Григорьевна Малышева, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики

Формат VI Медиаолимпиады отличается от предыдущих. Раньше участникам предлагалось решить теоретические и творческие кейсы в аудитории ОмГУ без предварительной подготовки. В этом же году участники должны были заранее подготовить материал в одной из конкурсных номинаций (лучший материал в печатных изданиях, лучший мультимедийный материал, лучший пост в социальных сетях, лучший видеоролик, лучший подкаст) и презентовать его в день проведения Медиаолимпиады.

На состязания были поданы 16 заявок из 9 учебных заведений региона. Свои проекты представили ученики инженерно-технологического лицея № 25, лицея № 64, гимназии № 76, гимназии № 140, средней общеобразовательной школы № 34, гимназии г. Тюкалинска, Цветнопольской СОШ, Лузинской СОШ № 2, а также воспитанники спортивной школы олимпийского резерва «Центр лыжного спорта».

Каждый год мы придумываем новые конкурсы, новые задания, меняем форматы. В этот раз решили пригласить к участию самых заинтересованных – ребят, которые уже заняты в школьных пресс-центрах, занимаются в журналистских кружках. Это наши потенциальные абитуриенты. Многие показали хороший уровень, очень достойно представили свои работы.

Алина Викторовна Ляпина, соавтор и соорганизатор Филологической олимпиады школьников по русскому языку и литературе «Юный словесник», доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Проводимая нами не первый год олимпиада теперь уже пользуется популярностью. Например, представители других регионов хотят, чтобы очный этап проходил именно на их площадках. Поэтому мы планируем расширение географии участников в Сибирском федеральном округе, поскольку видим: очень много ребят из Сибири интересуются олимпиадой «Юный словесник», знают про неё и считают важным приезжать в Омск.

Отмечу, что «Юный словесник» относится к числу перечневых олимпиад: с 2013 года его результаты учитываются при поступлении в высшие учебные заведения России. Неудивительно, что интерес к Олимпиаде велик: только в отборочном (заочном) этапе в 2021 году приняли участие более 860 человек. По регионам, которые представляют ребята, можно учить географию нашей страны: Мурманская, Волгоградская, Саратовская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Саха, Хакасия, Татарстан, Мордовия… Есть даже представители соседнего Казахстана!

Именно поэтому заключительный этап олимпиады проходил на трёх разных площадках: в Домодедове (Московская область), Симферополе и Омске. В нем приняли участие 196 школьников.

Омская площадка приняла 101 финалиста из Омска и Омской области, Новосибирска и Новосибирской области, Томской области, Алтайского края, Красноярска и Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинска и Республики Казахстан.

Лилия Владимировна Завьялова, доцент кафедры экономики и финансовой политики ОмГУ, председатель жюри муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по экономике

В предыдущие два года муниципальный этап олимпиады по экономике проходил в формате онлайн. При этом региональный этап проводился в режиме личного присутствия участников в аудитории. Все этапы нынешних интеллектуальных состязаний были организованы очно – ребят приглашали в университетские аудитории. Если говорить о результатах олимпиады, то в прошлом году они были очень хорошими: одна из школьниц, став победительницей регионального этапа, набрала достаточное количество баллов для того, чтобы принять участие в заключительной части олимпиады. В этом году среди одиннадцатиклассников результаты оказались чуть хуже – в заключительный этап никто не вышел. И все же абсолютный победитель был! Им стал восьмиклассник, выступавший за 9-й класс, и его результат оказался значительно лучше среди всех участников олимпиады в Омске. Это мальчик, на которого мы теперь делаем ставки, с которым хотим в дальнейшем работать и надеемся увидеть его среди своих студентов.

Потуданская Мария Геннадьевна, декан физического факультета

На физическом факультете мы преимущественно работаем с учениками, которые только начинают изучать физику – организуем олимпиаду «Первый шаг в науку» для учащихся 7-8 классов. Это мероприятие проводится совместно с АО ОНИИП. А его основной формат – командные состязания для 7-классников. Замечу, что командных олимпиад в стране проводится крайне мало, большинство проходит онлайн. Мы же собираем ребят в университете и предлагаем им за 3 часа решить 10 задач разного уровня сложности, из разных разделов физики 7-го класса и представить единое командное решение.

Призеры и победители этой олимпиады по традиции приглашаются для награждения на базу АО ОНИИП – партнерского предприятия. Ребята посещают музей и производство этой организации, общаются с молодыми сотрудниками.

Наталья Владимировна Катунина, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, куратор турнира «Юный бизнесмен»

Турнир для школьников «Юный бизнесмен» проводился в этом году уже в 13 раз. А начинался он как интеллектуальная игра одного из факультетов ОмГУ. Сегодня границы турнира существенно расширились и у него появился полноправный партнер – гимназия № 115, именно на базе этого образовательного учреждения соревнуются теперь юные бизнесмены Омска. В 2022 году участниками состязаний стали 13 команд из лучших образовательных учреждений города. Чтобы одержать абсолютную победу, командам предстояло показать свои умения в нескольких конкурсах – «Ораторское мастерство», «Brand building по-русски», «Как продать слона». Но главное испытание турнира – решение кейса: школьники выполняли его совместно со студентами экономического факультета ОмГУ.

По словам директора гимназии Галины Александровны Юшко, сотрудничество с ОмГУ в лице экономического факультета и в рамках проведения турнира «Юный бизнесмен» обогащает школьные будни новым опытом, позволяет развивать отношения между школой и вузом, способствует профориентации школьников и адаптации их к взаимодействию с представителями университета.

Елизавета Жингель, студентка факультета филологии и медиакоммуникаций, призер заключительного этапа Филологической олимпиады школьников “Юный словесник” 

Пару лет назад я узнала от своей подруги, что теперь поступить в университет на бюджетное место реально только тогда, когда ты стал призером какой-нибудь уровневой олимпиады. Всероссийскую олимпиаду школьников я не рассматривала, потому что там слишком большая конкуренция. Учитель в школе подсказала, что в ОмГУ есть олимпиада «Юный словесник» – она интереснее по заданиям, и с ее результатами можно поступить в вуз на бюджет. В первый год мои успехи не были впечатляющими. Но я не сдалась и вновь приняла участие в олимпиаде, кроме того, во второй раз я уже точно знала, к чему и как готовиться. В итоге стала призером, получила диплом 2 степени и смогла реализовать свою мечту – поступить в ОмГУ на бюджет!